Сайт Вадима Аниканова

Мемы дня

Откуда они берутся и кто на них зарабатывает

 

"Ждун" в ленте Facebook начал доставать? Скорее всего, особо не успеет: у картинки без слогана шансов прожить дольше месяца практически нет, убедились "Деньги", проанализировав семь самых популярных мемов.

"Ждун": самый новый мем

 

Голландская скульптура с труднопроизносимым именем Homunculus Loxodontus в рунете получила прозвание понятное и простое — "Ждун". Робкое одутловатое существо стало мемом не сразу — Маргрит ван Брифорт создала скульптуру (назначение — компаньон в очереди к врачу) в апреле 2016 года, а после Нового года ее неожиданно полюбили в России.

Сегодня "Ждун" живет обычной жизнью популярного интернет-мема: его превратили в типичного бухгалтера, плохо разбирающегося в технике, навязчивую тещу, подсадили к Киану Ривзу и за стол к знатокам из "Что? Где? Когда?". Ждуну уже завели Instagram — там его отправляют на известные картины и фрески.

Сколько продлится популярность "Ждуна", предсказать невозможно — точно так же, как и угадать, удастся ли художнице что-нибудь на ней заработать.

Зато за историей каждого популярного мема всегда интересно наблюдать.

Grumpy Cat — самый денежный мем

 

"Выбери что-нибудь пострашнее",— гласит интернет-магазин сердитой кошки Grumpy Cat и предлагает пользователям более 800 товаров на выбор. Носки за $9, кружки за $18, подтяжки за $22, толстовки за $40, легинсы за $68 и многое-многое другое.

Мем Grumpy Cat родился в сентябре 2012 года — фото кошки с неправильным прикусом появилось на интернет-ресурсе Reddit и буквально за несколько дней принесло кошке мировую известность, а ее хозяйке — официантке Табате Бандесен — миллионные прибыли.

Только от открыток в ближайшее после регистрации товарного знака Рождество, в 2012 году, Табата получила $30 тыс. The Wall Street Journal выясняла, как избавиться от интернет-зависимости

Бросив работу, бывшая официантка наняла известного мем-агента Бена Лашеса, и вплотную занялась карьерой своей кошки. Grumpy Cat начала активно сниматься в рекламных роликах, тусоваться на светских мероприятиях, устраивать встречи с поклонниками и продавать "сердитые" книги по всему миру (к настоящему времени их вышло уже три). Таким образом, мем постепенно превратился в самостоятельный и достаточно живучий бренд. В 2014 году The Telegraph оценивал совокупный доход от него в $100 млн, однако хозяйка не раз потом заявляла в интервью, что эта цифра несколько преувеличена.

Так или иначе, Grumpy Cat, похоже, нашла свою постоянную аудиторию: даже с учетом падения интереса к самому мему, на видеоканал "Тардар" на YouTube подписаны более 200 тыс. человек, а на Instagram — 2 млн.

"Лягушонок Пепе": самый политический мем

 

Одна из серий популярного британского сериала "Черное зеркало", осмысливающего влияние технологий на нашу жизнь, рассказывает о том, как анимированный персонаж — синий медведь Уолдо — неожиданно вторгается в реальную политику и оказывается гораздо популярнее своих вполне реальных соперников. Сюжет повторился на последних президентских выборах в США, активное участие в которых принял популярный американский мем "лягушонок Пепе". Изначально картинку Пепе с прической Дональда Трампа твитнул сам будущий американский президент, но лягушонок вызвал гнев его оппонентов. Дело в том, что еще до начала кампании Пепе стал любимым символом праворадикальных активистов: в сети активно распространялись изображения Пепе в нацистской форме, со свастикой, в роли антисемита или скинхеда. Несмотря на то что одна из американских организаций, занимающихся борьбой с антисемитизмом, внесла изображение Пепе в список символов ненависти, приравняв его к свастике, Трамп использовал лягушонка до окончания избирательной кампании.

Вообще, "лягушонка Пепе" можно считать чуть ли не самым долгоиграющим мемом современности — он появился еще в 2005 году и по-прежнему входит в число самых популярных.

Героя малоизвестного комикса о четырех монстрах-тинейджерах полюбили за выражение "Feels good man" в сочетании с довольным выражением лица. Потом, впрочем, не менее популярным стал и слоган "Feels bad man" с грустным Пепе. В разгар истории с запретом Пепе автор персонажа — художник Мэтт Фьюри высказал надежду, что после окончания выборов интернет-пользователи вернут себе лягушонка, очистив его образ от политики.

"Вжух": самый быстрый из "медленных" мемов

 

Грустный кот-колдун в колпаке ждал своей славы более трех лет. Источник мема "Вжух" — фотография бородатого мужчины с котом на руках, начала бродить по англоязычному интернету еще в 2013 году, после того, как она попала в подборку . Just Cute Animals с подписью "Я толстый, давайте веселиться".

В нынешнем виде мем родился в декабре прошлого года — пользователи вырезали кота из снимка, добавили ему волшебную палочку и придумали короткое заклинание — "Вжух". В таком виде картинка и стала популярной. Крупные российские банки и компании на этой волне даже устроили свою SMM-эстафету, обыгрывая различные акции и раздавая подарки к Новому году — благо авторские права на "Вжух" никто не заявлял, и пользоваться им можно абсолютно бесплатно.

Однако популярность кота с волшебной палочкой оказалась недолгой. Профильное сообщество во "ВКонтакте" за все время существования набрало лишь 2,5 тыс. подписчиков, а из обихода мем начал исчезать буквально через пару недель. "Вжух, и ты больше не популярен!" — мог бы сказать на это его герой.

"Вишневый крик": самый сексистский мем

 

Мем "ББПЕ" ("Бей бабу по ***** [лицу]") можно по праву называть самым сексистским мемом рунета. Родился он в 2008 году на анонимном форуме "Двач" и основывался на фразе из малоизвестной песни "Гламурная дискотека" группы Nambavan. Версий мема было бессчетное множество, но скандальную известность получили две.

В частности, одна из версий оказалась проиллюстрирована фотографией певца Валерия Сюткина. В статье на Lurkmore, посвященной истории мема, отмечалось, что своей популярностью мем с Сюткиным, скорее всего, обязан именно тому, что певцу эти слова подходили менее всего. "В сочетании с его веселым жизнерадостным лицом и романтичными текстами песен призыв бить баб выглядел дико",— говорилось в статье. (Здесь же же отмечалось, что попытки связать "ББПЕ" с Филиппом Киркоровым и Алексеем Паниным оказались неудачными.)

Однако сам Сюткин мем не оценил и с помощью Роскомнадзора добился судебного запрета на использование своей фотографии с этой подписью.

Другая версия мема представляла собой комикс из двух картинок: на первой девушка задает мужчине глупый или обидный вопрос, а на второй вместо ответа получает по физиономии. После того как Сюткин стал лицом мема, эта версия была практически забыта, однако в конце декабря минувшего года неожиданно обнаружилась в московском пивном баре Bad.Bro.Bar. Девушка на картинке спрашивала, можно ли ей "вишневый крик" (фруктовое бельгийское пиво), а по лицу получала за тавтологию: kriek в переводе и есть "вишня".

Одна из посетительниц Bad.Bro.Bar юмора не оценила и в соцсетях раскритиковала бар за неуважительное отношение к женщинам, на что получила, впрочем, ответ в духе самого мема. Представители бара ответили, что "феминисток терпеть не могут, а людей с отсутствием чувства юмора — тем более". К спору активно подключилась общественность — в итоге бар сдался и, чтобы не потерять заодно и клиентов-мужчин, остаток 2016-го доказывал свою любовь к девушкам бесплатным "вишневым криком".

"Лис": самый упоротый мем

 

Чучела животных всегда вызывают в России исключительный интерес, любовь и споры. Так было и с мемом "упоротый лис", который родился в результате ошибки начинающей британской художницы и таксидермиста Адель Морзе. Как она рассказывала впоследствии, из-за неправильной технологии чучело "поплыло", но она не стала его выбрасывать, а в 2012 году решила выставить на e-Bay, выдав ошибку за художественный замысел.

Чучело было продано за $330, и довольно быстро его фотографии разлетелись по сети. Наибольшую популярность лис приобрел в России. В рунете появились сотни обработанных в фотошопе изображений с участием лиса.

Вскоре нового владельца чучела Майка Бурмана и саму Адель Морзе пригласили показать лиса в Москве и Санкт-Петербурге, что обернулось неожиданным скандалом. Против лиса выступили петербургские коммунисты и зоозащитники во главе с депутатом местного заксобрания Виталием Милоновым. Сама Адель в ужасе от поднявшегося шума еще какое-то время пыталась убеждать активистов в том, что вообще-то она вегетарианка и против жестокого обращения с животными, но, как водится, особо ее не слушали. В итоге выставка в Петербурге все же состоялась, хоть и сопровождалась пикетами, но в Москве была отменена. Впрочем, любви россиян мем не растерял.

Несмотря на популярность лиса, Морзе так и не удалось заработать на нем. "Брат" "упоротого лиса" был продан на аукционе за $1250, но этим дело и закончилось.

Рекламными заказами художницу тоже не засыпали. Петербургский магазин "28-й" до сих пор продает мягкие игрушки в виде "упоротого лиса" по 1100 рублей за штуку, но они лишь весьма условно напоминают оригинал. Тем не менее картинки с лисом время от времени всплывают в сети — к примеру, на руках у Ждуна.

Joycasino: самый навязчивый мем

 

Реклама онлайн-казино joycasino.com стала настоящим проклятьем для всех любителей пиратских сериалов и фильмов. Около двух лет назад joycasino.com стало сотрудничать с командами, занимающимися пиратской озвучкой сериалов, и все бы ничего, если бы реклама не была такой навязчивой.

Пользователи начали жаловаться на рекламу в 2014 году: она могла прозвучать в самый кульминационный момент фильма, а в полнометражных лентах вообще включалась чуть ли не каждые 15 минут.

В 2015 году доступ к сайту онлайн-казино был заблокирован по решению Волгоградского суда.

Текст рекламы предлагал решение "проблем с доступом к joycasino.com" и оставался неизменным несколько месяцев, в результате чего породил множество пародий в соцсетях и превратился в устойчивый мем.

В итоге он стал настолько популярным, что не выходил из оборота весь 2016 год.

 

Илья Носырев — о пользе и вреде мемов

Когда мы говорим друг другу "йа креведко" или поминаем какого-то Карла, мы делаем очевидное: мы себе льстим.

Обозначаем свою современность, принадлежность к группе: ты знаешь Карла, и я знаю Карла, а вот она не знает. А значит, мы модные, продвинутые, мы — соль земли, а она — нет.

То есть мы понимаем, как и для чего мы используем мемы, но вот для чего мемы используют нас, знают не все. А ведь они нас используют.

Слово "мем" (не в узком смысле, применимом к интернету, а в широком — как любая самовоспроизводящаяся информация) придумал знаменитый британский этолог Ричард Докинз. Он первым сравнил созданные людьми идеи с вирусами. Некоторые идеи, выяснил Докинз, подобно вирусам, стремятся к собственным целям.

 

И цели у них, как и у обычных вирусов,— нехитрые: жить как можно дольше, распространиться как можно шире и воспроизводиться как можно точнее. И так же, как аденовирус заставляет нас чихать и кашлять, чтобы распространиться, "Карл" заставляет повторять его снова и снова — ровно для того же самого.

Многие мемы существуют на протяжении тысячелетий просто потому, что люди неспособны отделить зерна от плевел — отличить, что хорошо для них, а что служит лишь интересам мемов.

Мемы перевернули с ног на голову классические представления о культуре. Раньше историки и социологи вынуждены были считать, что любые, самые устаревшие традиции и обычаи приносят какую-то пользу: а иначе зачем они до сих пор существуют?

Теория мемов объяснила: всем этим "пережиткам" дела нет до того, что они пережитки,— они существуют только потому, что сумели убедить людей в собственной полезности. Кто-то привык окунать орущих детей в прорубь на Крещение, потому что уверен: это воспитает их правильными людьми, кто-то пьет мочу от всех болезней, потому что безумный доктор пару столетий назад вывел, будто это полезно для души и тела. И никакой врач не докажет этим гражданам, что это опасно для здоровья.

Мемы — это все, что мы навязчиво воспроизводим вопреки нашим, человеческим, интересам, тратя силы, время и здоровье. Коммунизм, например. Верили же вернувшиеся из сталинских лагерей беззубыми стариками пламенные революционеры, что все идет по плану и учение Маркса--Энгельса--Ленина--Сталина всесильно: признайся они себе, что революция сожрала своих создателей, им бы стало просто не для чего жить.

Или вот "нерегулируемая рыночная экономика": среди моих знакомых есть пара романтиков-рыночников, вступивших в пенсионный возраст и удивляющихся, что реформы, которым они так искренне сочувствовали, лишили их бесплатной медицины. Мемы способны создавать целые иллюзорные миры.

Хорошая метафора для большинства мемов — паразиты Cymothoa exigua — небольшие рачки, которые, попав в рот рыбам, съедают их язык, а потом приклеиваются к обрывкам мышц и... до конца дней рыбы продолжают играть роль ее языка. Рыбе эта замена не доставляет никакого дискомфорта. Точно так же о большинстве мемов нельзя сказать, вредны они или полезны.

Но встречаются среди них и откровенно небезопасные. Старообрядческое учение об "огненном крещении" — чем не мем, а сколько народу из-за него сгорело. Есть нечто тревожное в самом этом ощущении продвинутости по сравнению с окружающими, делением мира на "наших" и "не наших".

Когда в 2013 году депутат Виталий Милонов поднимал общественность против питерской выставки работ художницы, придумавшей "упоротого лиса", я поразился числу людей, поднявшихся на борьбу с несчастным чучелом: загнивающий европейский лис унижает великую русскую культуру!

Что ж, может, это и есть главный вызов нашего времени — преодолеть все эти искусственные границы между людьми, которые идеи возводят в своих собственных интересах. Осознать, что люди не делятся на тех, кто готов умереть за нерегулируемую рыночную экономику, и тех, кто готов убивать ради великой национальной культуры. Какие новые мемы нам для этого понадобятся? Или мы им.

 

Тэги: самых, месяца, картинки, без, шансов, проанализировав, нет, популярных, практически, успеет, семь, дольше, прожить, слогана, мемов

Copyright © 2013. All Rights Reserved.

Yandex-metrika