Если спросить у атеиста, что такое душа, он, скорее всего, ответит, что это «внутренний, психический мир человека, его сознание» (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»). А теперь сравните это определение с мнением В. И. Даля, верующего человека: «Душа — бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею». По мнению первого, душа — это сознание, которое, по умолчанию, является продуктом работы мозга человека. По мнению второго, душа — не производное человеческого мозга, а сама по себе «мозг», сама есть разум, причем несравнимо более мощный и к тому же бессмертный. Кто же из них прав?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся только фактами и здравой логикой — тем, чему верят люди материалистических взглядов. Начнём с вопроса, является ли душа — продуктом деятельности мозга. Согласно науке, мозг — это центральный пункт управления человеком: он воспринимает и перерабатывает информацию из окружающего мира, он же и решает, как человеку действовать в том или ином случае. Отключите человеку мозг — и считайте, что нет человека. Ибо мозг — это сознание (и все психические процессы), а сознание — это экран, через который человек познаёт себя и окружающий мир. Отключите экран — что вы увидите? Ничего, кроме темноты. Однако есть факты, которые опровергают эту теорию.
В 1940 году боливийский нейрохирург Августин Итуррича сделал сенсационное заявление.
По его словам, он явился свидетелем того, что человек может сохранять все признаки сознания и здравого ума, будучи лишённым органа, который за них непосредственно отвечает. А именно — мозга.
Итуррича долгое время наблюдал 14-летнего мальчика, который жаловался на головную боль. Никаких отклонений ни в анализах, ни в поведении больного он не обнаружил, поэтому источник головных болей так и не был установлен до момента смерти мальчика. После его кончины хирурги вскрыли череп умершего и онемели от увиденного: мозговая масса была полностью отделена от внутренней полости черепной коробки! То есть мозг мальчика никак не был связан с его нервной системой и «жил» сам по себе. Спрашивается, чем же тогда думал покойный? Тем не менее, в истории науки зафиксированы аналогичные случаи, когда при вскрытии черепной коробки вместо мозга было обнаружено лишь небольшое количество жидкости.
Предположение о том, что сознание может существовать независимо от мозга, подтвердили голландские физиологи. В декабре 2001 года доктор Пим Ван Ломмель и ещё двое его коллег провели масштабное исследование людей, переживших клиническую смерть. Обобщив опыт 509 человек, они сделали сенсационные заявления о том, что «сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать», и что «мозг — это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющей строго определённые функции».
«Очень может быть, — говорит учёный, — мыслящей материи даже в принципе не существует».
Как известно, после остановки сердца, из-за прекращения кровообращения у человека происходит отключение мозга. А раз отключен мозг, то с ним должно пропадать и сознание. Однако этого не происходит. Почему? Возможно, какая-то часть мозга продолжает работу, несмотря на то, что чувствительная аппаратура и фиксирует полный штиль. Но в момент клинической смерти многие люди чувствуют, как они вылетают из своего тела и зависают над ним. При этом они отчётливо видят и слышат, что делают и говорят врачи, находящиеся рядом.
Доктор Сэм Парния говорит: «Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга сознание использует его как телеприёмник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение». Профессор Экклз, нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине, пишет: «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
Николай Иванович Кобозев, видный советский ученый-химик, профессор, пишет совершенно крамольные для своего атеистического времени вещи. Например: «ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы, ни даже атомы»; «человеческий разум не может быть результатом эволюционного перерождения функций информации в функцию мышления»; «акт смерти есть отрыв временного «клубка» личности от потока текущего времени. Этот клубок потенциально бессмертен…». А выдающийся хирург и одновременно архиепископ Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961) как-то сказал:
«Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже не находил».
Несколько десятков тысяч операций, проведённых им, убедили его: мозг не является вместилищем ума и совести человека. Впервые такая мысль пришла к нему в молодости, когда он… разглядывал муравьев. Известно, что муравьи не имеют мозга, но при этом никто не скажет, что они лишены разума. Муравьи решают сложные инженерные и социальные задачи по строительству жилья, выстраиванию многоуровневой социальной иерархии, воспитанию молодых муравьёв, консервации пищи, защите своей территории и так далее.
Неужели для того, чтобы себя осознавать и вести себя разумно, мозг совсем не требуется? Когда академика Наталью Петровну Бехтереву спросили, может ли она признать существование души, та, как и подобает настоящему учёному, совершенно искренне ответила: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Учёный не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение… Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И так же, как и все, неизбежно сталкивалась со странными явлениями ... Я не хочу делать вид, что этого нет… Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека».
Академик Петр Кузьмич Анохин, крупнейший физиолог XX века, автор 6 монографий и 250 научных статей, в одной из своих работ пишет: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил?»
О том, что, человеческий мозг — это «приёмник», а «телестанции», сигналы которых он может принимать и транслировать, находятся вне его физического места расположения, знали тысячи лет назад многие из тех, кого мы называем ныне древними цивилизациями. Именно их запечатлевали в камне люди древности для нас, нерадивых потомков, которые в пыли времени растеряли все жизненно важные абсолютно для каждого сведения. Для каждого, потому что смысл жизни для всех людей один – стать существом духовным и бессмертным.