Пять способов, с помощью которых органы чувств обманывают нас

Ощущения лгут нам постоянно, и чем больше мы узнаем о том, как работают наши органы чувств, тем сильнее удивление, что люди вообще способны нормально функционировать.

органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман

 

Наши ощущения являются единственным источником информации о том, что существует вокруг нас. Но, по мере развития науки, выясняется, что этот источник никак нельзя признать абсолютно надежным. Более того, наши ощущения лгут нам постоянно, и чем больше мы узнаем о том, как работают наши органы чувств, тем сильнее удивление, что мы вообще способны нормально функционировать.

Наши глаза практически не способны видеть что-либо в каждый конкретный момент времени

Наши глаза кажутся нам сверхмощным оптическим прибором, и это не удивительно: ведь они позволяют нам видеть одновременно такие огромные объекты, как горы и моря, или, скажем, нашу маму с ног до головы. Все бы ладно, но проблема в том, что на самом деле мы ничего этого не видим. Светочувствительные клетки наших глаз сосредоточены в основном в области, известной как фовеа, или центральная ямка (лат. fovea centralis).

Эта область крайне мала по размеру. Попробуйте вообразить конус шириной в 1 градус, упирающийся своей вершиной в поверхность глаз. Все, что вы способны видеть в деталях в каждый конкретный момент времени, вписывается в этот узкий конус. Чтобы лучше понять смысл сказанного, попробуйте зафиксировать глаза в одной точке и прочесть эту страницу. Все, что расположено за пределами слов «вы не можете» окажется полностью размытым.

Кроме того, большинство светочувствительных клеток наших глаз, которые называют колбочками, полностью сосредоточены на восприятии этого небольшого участка внешнего мира, поскольку их слишком мало, чтобы мы могли позволить себе распылять силы. Всего у среднего человека около 6 миллионов таких колбочек и, поскольку каждая из них чувствительна лишь к одному из основных цветов, красному, зеленому или голубому, мы получаем картинку, эквивалентную 2-мегапиксельной фотографии или видео в формате 1080р (Full HD).

А формат 4К, для сравнения, содержит 8 миллионов пикселов. «Минуточку, – скажете вы, – а как же я тогда могу видеть изображение 4К?» Ответ: а вы и не можете. Видео в формате 4К выглядит шикарно потому, что тот маленький участок, на котором наши глаза сфокусированы в каждый конкретный момент времени, виден во всех деталях, а все остальное мы практически не видим. Если бы все остальное изображение, за исключением этих нескольких квадратных сантиметров, имело гораздо более низкое разрешение, мы бы даже не заметили этого.


органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман


Перед вами черно-белая фотография, на которую, поверх основного изображения, нанесены цветные линии, но наши глаза видят цветную одежду, цветные спинки стульев, и так далее. Если внимательно посмотреть на какую-то небольшую часть изображения, можно заметить серый фон и цветные линии. Но, как уже было сказано, все, что находится за пределами поля зрения фовеа, полностью размыто, поэтому наш мозг смешивает все воедино. Крошечный размер центральной ямки является причиной множества классических оптических иллюзий.

 

Так, например, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему вы сейчас видите воображаемые серые круги на пересечении линий этой сетки.


органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман


Но вы наверняка ничего такого не видите в каждой конкретной точке пересечения, на которой сосредоточили свое внимание. В литературе можно найти объяснение всего этого умопомрачительного колдовства, которое вполне заслуживает названия «игры разума», но сейчас для нас важно только то, что в каждый момент времени мы видим лишь небольшой участок изображения, на котором сосредоточены. Все остальное находится за пределами восприятия нашей центральной ямки и, следовательно, является полностью невидимым. Весь секрет в том, что переключение с одного участка на другой происходит очень быстро, мы как бы сканируем пространство и в мозгу складывается синтезированное изображение.

 

Наши вкусовые рецепторы практически не воспринимают вкус

органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман


Вкусовые рецепторы довольно хорошо определяют, является ли то, что вы кладете в рот, ядом. И это, собственно, все. Когда речь идет о различении оттенков вкуса, здесь, как всем известно, большую роль играет запах. Но большинство людей не имеют понятия о том, насколько плохо выполняет свои функции язык. Вот простой способ убедиться в этом. Порежьте несколько кубиков яблока и репчатого лука, а затем полностью зажмите нос, закройте глаза и положите в рот эти кубики. Вы не поверите, пока не попробуете: вы не сможете отличить их друг от друга. Проведите этот эксперимент обязательно со своими друзьями – гарантируем массу удовольствия.

 

Множество факторов влияет на то, как мы делаем вывод о вкусе пищи, помимо скудной информации, поступающей от вкусовых рецепторов. Часть из них уже являются общеизвестными, но ученые все время открывают новые. Например, достаточно изменить цвет, и мусс будет восприниматься более сладким. А если включить какую-нибудь тихую музыку, сливочная ириска тоффи покажется немного более горькой. Если вы жуете чипсы и слышите при этом громкий хруст, вы ощущаете, что они на вкус и осязание более свежие, чем те, что вы пробовали в прошлый раз, хотя на самом деле это те же чипсы. Вполне можно допустить, что какие-нибудь исследователи сейчас бьются над тем, чтобы доказать, что иногда сэндвичи кажутся вкуснее, если вы едите их в туалете.

Все эти феномены относятся к психологи вкуса, которая изобилует удивительными эффектами. Однако, гораздо более странные вещи происходят тогда, когда отключаются отдельные типы вкусовых рецепторов. Вам знаком отвратительный вкус апельсинового сока сразу после чистки зубов. И дело здесь не в последствиях воздействия ментола. Причина в том, что химические вещества, входящие в состав зубной пасты, заглушают наши рецепторы, воспринимающие сладкий вкус, и, напротив, активизируют те, что отвечают за горечь, очистив их от жировой пленки.

Еще один эффект, не менее странный, но гораздо более приятный, можно получить, если съесть артишок, а затем пить воду. Химикат, входящий в состав артишока, называемый цинарином, покрывает тонкой пленкой «сладкие» рецепторы на поверхности языка, а вода смывает эту пленку, стимулируя их активность, и вы чувствуете, будто пьете сладкий напиток, хотя это не так.

Таким образом, можно довольно легко превратить кислое в горькое, а чистую воду – в сладость. Вы легко можете обмануть собственный язык, заставив его воспринимать кислые продукты как сладкие, с помощью странных ягод под названием «Путерия сладковатая» (Synsepalum dulcificum), или с помощью экстракта, если вам не повезло жить в тех местах, где их выращивают, на Тайване или в Западной Африке. Употребление этих «чудесных ягод» приводит к тому, что «сладкие» рецепторы закрываются до тех пор, пока кислота не активирует их вновь. Достаточно съесть пару таких ягод, и в течение получаса кусочки лимона будут на вкус в точности как жевательные конфетки из мармелада. Что уж говорить о том, какова будет на вкус вся ваша обычная ежедневная пища после нескольких глотков соевого соуса!

Пять способов, с помощью которых органы чувств обманывают нас (Часть2)

По мере развития науки, выясняется, что этот источник [наши органы чувств] никак нельзя признать абсолютно надежным. Более того, наши ощущения лгут нам постоянно.


Вещества могут пахнуть хорошо или плохо в зависимости от концентрации

органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман

Наш нос, как правило, дает нам крайне мало информации о том, что мы нюхаем. Он лишь позволяет нам распознать знакомое вещество: «О, это та же дрянь, которую я нюхал в прошлый раз! Вероятно, не стоит это есть!» То есть, здесь все дело в ассоциации, а не в информации. Можно предположить, что любой человек от рождения обладает свойством выделять слюну немедленно, как только почувствует запах чеснока. Однако, решительные ученые не раз пытались проделать это с детьми с помощью всевозможных ароматов, начиная от прогорклого сыра до банана и от остропахнущего лука до солодки. Представьте, им так ни разу и не удалось вызвать какую-либо инстинктивную реакцию, за исключением отторжения всего нового. Можете не верить, но в момент рождения вам наверняка не нравился запах грудного молока!

 

Есть несколько исключений из этого правила. Так, мы инстинктивно ненавидим запахи определенных веществ, таких как кадаверин и путресцин, связанных с гниением и трупами. Однако, когда ученые попытались выявить и измерить степень этого отвращения, обнаружились весьма и весьма странные вещи. Возьмем для примера, скажем, человеческие фекалии. Они пахнут именно так, как пахнут, в основном благодаря органическому соединению под названием индол. Однако, некоторые цветы, такие как жасмин и цветок апельсина, также продуцируют индол. Если духи должны пахнуть цветами, в них всегда добавляют немного индола. И это вещество придает им приятный аромат, хотя с технической точки зрения, они пахнут как, пардон, дерьмо.

И это не единственное химическое соединение, которое сбивает с толку наше обоняние. Изомер П-крезол – еще одно вещество, которое формируется в толстом кишечнике. Именно оно отвечает за малоаппетитный запах сельскохозяйственных животных, и ученые даже проводили эксперименты по определению концентрации п-крезола с подветренной стороны скотоводческих ферм, чтобы исследовать количественные характеристики распространения запахов. Но это вещество также добавляется в парфюмерную продукцию. Дело в том, что оно плохо пахнет только при низких концентрациях, например, когда в рассеянном состоянии попадает в окно машины, проезжающей мимо фермы или стада коров. Но в сверхвысокой концентрации у п-крезола совершенно иной запах. В сущности, можно сказать, что если бы парфюмеры разработали духи на тему свиного навоза, они имели бы абсолютно небесный аромат.

Наше осязание тоже обманывает мозг — убедитесь с помощью трех пальцев


органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман


Вот эксперимент, который не имеет никакого практического применения, за исключением того, что может убедить вас в необходимости предъявить претензии к производителю вашего тела. Сначала добудьте где-нибудь три одинаковых монеты. Затем положите две из них в морозилку примерно на полчаса, а третью оставьте на столе.

 

Теперь возьмите холодные монеты и положите их по обе стороны от теплой. Прикоснитесь указательным пальцем к поверхности одной из холодных монет, а безымянным – к другой. А затем коснитесь средней монеты средним пальцем. Он также почувствует холод, хотя для этого нет никаких причин. И дело не в том, что ваши пальцы просто замерзли – средний палец не чувствует холода, пока не соприкоснется с теплой монетой. Дело в том, что мозг воспринимает эти сигналы и приходит к выводу, что третий палец тоже должен ощущать холод, поскольку это единственный логичный вариант.

Наши пальцы обладают высокой чувствительностью (что очень легко проверить с помощью простого эксперимента: удар пальцами по двери гораздо болезненнее, чем удар всей ладонью), и эта чувствительность очень помогает нам при обучении пользованию различными инструментами, письму и прочим вещам. Просто пальцы не особенно хороши в индивидуальной работе.

Впрочем, если вы действительно захотите напугать себя, можете попробовать сделать нечто подобное со своим носом. Скрестите средний и указательный пальцы левой руки и прикоснитесь к V-образной форме на переносице, закрыв глаза. Вы можете внезапно почувствовать, что у вас два носа. По словам одного эксперта, «нос – не единственная выступающая часть тела, в которой может возникнуть ощущение удвоения». Эта фраза – закодированный способ сообщить, что ученый, который проводил эксперимент, немедленно попробовал добиться того же эффекта на своем половом члене.

Воображение и память заполняют пробелы в звуковом потоке, который улавливают уши


органы чувств, человек, органы, чувства, обманывают, самообман


Наши уши постоянно что-то слышат, но мозг должен сопоставить все это и извлечь какую-то реальную информацию. И это очень хорошо, потому что вокруг так много бесполезных звуков. Попробуйте, например, включить диктофон на своем смартфоне и записать разговор. Прослушивая запись, вы услышите шум машин, заглушающий голоса, и будете сильно удивлены тем, как вы вообще могли разговаривать со своим собеседником, при этом обходясь без громких криков.

 

Однако, даже если звук пропадает в определенные моменты, мозг заполняет пробелы и позволяет нам понять сказанное с помощью процесса, получившего название фонематического восстановления. Это видео показывает, что происходит:


 

Вы будете слышать речевые линии с каждым удалённым ударом, делая это на первый взгляд неразборчивым. Но когда на всё это накладывается своего рода нейтральная статика ("розовый шум"), вы внезапно начинаете понимать линии, даже если ни одна из недостающих частей не была вставлена обратно. Ваш мозг часто делает это без вашего понимания этого, потому что всевозможные фоновые шумы навсегда прерывают все важные вещи, которые мы пытаемся рассказать людям. Так, вы довольно легко восстанавливаете смысл фразы, если звук прерывается на короткие промежутки времени.

 

Иногда вам в этом помогает память. Например, когда вы слышите знакомую песню, шум или перерывы не мешают различать все слова. Порой вы даже не замечаете помех. Другими словами, вы слышите звуки, которые существуют только в вашей голове. Здесь плохая новость для вас: это немного похоже на безумие. А теперь хорошая новость: все мы слегка сумасшедшие. Музыка в следующем видео полностью воспроизводится на пианино (смоделированном компьютером). Он играет только ноты. Но, услышав так много знакомых деталей из песни "Stayin 'Alive", вы поклянётесь, что слышите слова, которые не существуют нигде, кроме вашей собственной головы.


 

В большинстве случаев мы используем контекст, чтобы понять, что слышим. Это следующее видео – это "bill bill bill" из песни "Bill Nye" снова и снова, но с изменением изображения звук, похоже, меняется на "bale", затем "pail", а затем, самое странное из всех, "mayo":

 

 

Поэтому всегда гораздо легче разобрать смысл разговора, если он идет на родном языке или на понятную тему, несмотря на плохую слышимость или сильные помехи.

 

Источник