ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ. СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ
Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.
Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста.
Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. Большинство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.
«Cтихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые.
Мой сосед-незнайка стонет-
Телефон его не звОнит,
Аппарат- хитрец молчит,
Ждёт, когда кто-то позвОнит!Свёкла плакать начала,До корней намокла:– Я, ребята не свекла,Я, ребята, не свекла,Я, ребята, свЁкла.(П. Синявский)Сперва –Их на кусочки режьте.А следом –Открывайте рты –И с наслажденьемТОрты ешьте!Ошибкой будетЕсть тортЫ!(С. Белорусец)Отлетела от костраИ погасла быстро –Коль неверно, то искра,Если верно – Искра!..(С. Белорусец)Стол,Нами купленныйИ в кухнюЗанесённый, –ЗовётсяКУхонный,А вовсе неКухонный!..(С. Белорусец)Доезжай до поворота:Вот дворец, вот вход – ворОта.Он – начальникИ в моментНам подпишет докумЕнт.Красит стены нам маляр.Полки делает столЯр.Для строителей в моментМашина привезет цемЕнт.Как работать неохота!Одолела нас дремОта.Вот – ведро,Вот – мусор.Вот – длинныйМусоропровОд.Этот камень очень сильныйИ достаточно красивый.Бей его хоть целый день.Не расколется кремЕнь.Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный каталОг.На полке сметана,На полке творОг.Хотел кот слизать,Но достать он не смог.Начинить чтоб пирог,Ты купи-ка творОг!В тот же день царица злая,Доброй вести ожидая,Втайне зеркальце взялаИ вопрос свой задалА...(А. Пушкин)Для приземленья попросиПилота выпустить шассИ.(И. Агеева)Солнце. Жарко. ПривезиНам для окон жалюзИ.(И. Агеева)Прежде чем дела кончать,Нужно их сперва начАть.(И. Агеева)Если есть в тебе таланты,Завяжи на праздник бАнты.Без талантов если ты,Повяжи себе бантЫ.(И. Агеева)В тюрьме три года будет вор –Судом объявлен приговОр.(И. Агеева)Тяжела была работа –В теле всём теперь ломОта.(И. Агеева)Жалко весь, так дайте хотьКекса вашего ломОть.(И. Агеева)Не налезли шорты –Долго ели тОрты!Срубили ель,Сорвали щавЕль.Наша баба ФёклаКрасная, как свЁкла!»Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы.Я ужасно утомлённый –Брат не спит новорождЁнный.Не смыкает ночью глаз,Криком громким будит нас.(И. Агеева)Мы целый деньС тобой хохочем,ОстановитьсяВсё не хочем…Сказать, вернее, –Не хотИм.Всё хохотим,Да хохотим!..
(С. Белорусец)